«ДЕТИ И ДЕНЬГИ»

«ДЕТИ И ДЕНЬГИ»

«Не покупаются, не покупаются:

Доброе имя, Талант и Любовь…»

Б. Окуджава

 

С первых своих шагов ребёнок слышит и пытается понять слово «деньги», хотя и в разном контексте. Это слово и все, что с ним связанно, довольно рано становится для ребёнка интересным, привлекательным. Почему если деньги есть, то и мячик тоже есть? А если денег нет, то мама сердится и говорит: «Не приставай, денег – нет!».

И слово «деньги» становится постепенно символом чего-то важного, того, чем оперируют взрослые и что даёт разнообразные блага. Формирование отношения ребёнка к деньгам происходит в семье и начинается с того момента, когда ребёнок получает в руки первые купюры или монеты.

Нельзя научиться плавать на берегу, нельзя научиться ездить верхом, ни разу не сев на лошадь. Навыки должны совершенствоваться в постоянной практике. Как быть неработающему ребенку? Выход один – у ребёнка должен быть доход, пусть даже созданный взрослыми искусственно. Какой?

  1. Денежные подарки.
  2. Регулярно выдаваемые карманные деньги.
  3. Заработанные деньги.

Карманные деньги. Вы, уважаемые, (родители) должны понимать, что карманные деньги – не награда за хорошее поведение и учебу и не плата за помощь по дому. Это один из приемов воспитания, который имеет четкую цель – научить ребёнка обращаться с деньгами и правильно их тратить. Наличие у ребёнка карманных денег создаёт для него возможность самостоятельно принимать решения о необходимости той или иной покупки.

Многих родителей интересует вопрос, «С какого возраста начинать давать деньги ребёнку?». Самое распространенное мнение, что начинать можно с того момента, как ребёнок пошел в школу (6 – 7 лет). Считается, что в этом возрасте дети уже понимают, что деньги терять нельзя, их можно с пользой потратить.

Сколько выдавать? Сумма зависит, прежде всего, от финансового положения семьи и от возраста ребёнка. Начинать нужно с малых сумм. Определите, сколько денег ваш ребёнок сможет потратить «с умом» в соответствии со своим возрастом. Понятно, что запросы и нужды детей постоянно растут вместе с ними, поэтому должны увеличиваться и карманные поступления.

Как часто давать деньги? Дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время. Если ребёнку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на весь месяц, то наверняка он не сможет ими грамотно распорядиться и потратит сумму в первые же несколько дней, так как младшие школьники категорически, что не умеют делать – это планировать. Детям старшего возраста более целесообразно выдавать карманные деньги раз в месяц – это подводит их к осознанию такого важного понятия, как «бюджет».

Как контролировать? Если вы жестоко устанавливаете, что можно покупать на карманные деньги, а чего нельзя, то они как инструмент развития самостоятельного навыка теряют смысл. Важно научить ребёнка советоваться с вами при выборе лишь дорогой покупки, например, велосипеда или домашней техники. Даже если ребенок заблуждается, стоит вежливо его переубедить, но окончательный выбор остается за ним.

Помните, что карманные деньги, не подлежат отчетности, не могут быть изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования. Часто родители волнуются, что дети потратят карманные деньги на что-то запретное. Это вряд ли случится, если у вас доверительные отношения и нормальный климат в семье.

Многие родители полагают, что деньги могут стать хорошим поощрением и мощным стимулятором для обеспечения определенных успехов на школьном поприще. Чаще всего этот метод используется в качестве «пряника» за отличную работу. При таком подходе есть ряд положительных и отрицательных моментов.

К положительным относятся следующие:

  1. У ребёнка повышается внимательность на уроке, а также формальный интерес к учебному процессу.
  2. Дети стремятся меньше прогуливать, а то и не прогуливать совсем.
  3. Ребенок приходит к выводу, что любая работа должна оплачиваться, следовательно, хорошая работа оплачивается вдвойне. Таким образом, ученик стремится выполнить свою работу как можно лучше, учится отвечать за самого себя.

К отрицательным моментам можно отнести следующие:

  1. Несмотря на повышенное внимание и «тягу» к получению знаний, ребёнок становится озабоченным исключительно проблемой получения денег.
  2. У ребёнка пропадает интерес к самому учебному процессу, он становится заинтересованным лишь в конечном результате – в полученной на уроке оценке и, следовательно, сумме.

Что касается оплаты детских услуг дома, то здесь и сторонники, и противники оплаты за хорошую учебу сходятся в едином мнении – лучше не надо. Например, если ребёнок вел себя хорошо, помыл посуду, убрал свои игрушки, пропылесосил квартиру, сходил в магазин –  не давайте ему за это деньги.

Работа внутри семьи – это душевный долг каждого ее члена, благодаря которому семья сохраняет сама себя, в том числе свой экономический успех.

Если вы платите за выполнение домашней работы. У ребёнка сотрётся грань между домашними обязанностями и … «вымогательством». Заплатите ребёнку один раз, и вы вряд ли дождётесь от него добровольной помощи по дому – он начнёт требовать оплаты вне зависимости от вашего самочувствия и вида домашней работы. При этом своё возмущение вы можете направить только себе – это плоды вашего же воспитания.

Заработанные деньги. Даже дошкольник при наличии определенных личностных данных и мотивации может заработать деньги самостоятельно, например, ребёнок помог бабушке собрать 3 литра малины на даче – это для младшего школьника настоящий трудовой подвиг, за который можно вознаградить.

Помните. Заработанные деньги ребенок имеет право потратить на себя. Но если он захочет купить всей семье торт-мороженое – это добрый знак. Можно заранее рассказать истории о первой зарплате отца, бабушки, старшей сестры.

Денежные подарки. Большинство детей школьного возраста получает деньги в подарок. Российские психологи считают, что дарить деньги ребенку до 14 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта переводится так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что тебе интересно, чем заняты твои мысли».

Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком! Но предметно: и напомните ребёнку «Помнишь, ты мечтал о роликах? Тетя Ира как чувствовала! Завтра пойдем вместе покупать подарок от ее имени».

Хуже всего ситуация, когда родители, щедро финансируя ребёнка, пытаются тем самым откупиться от проблем и забот, связанных с ним. Очень часто самостоятельные родители изливают свою свободу к ребёнку через определенные денежные суммы, считая, что свою заботу и любовь они могут этим заменить. У них абсолютно нет времени на общение с ребёнком, и данный недостаток они компенсируют деньгами. Они платят детям за какие- либо домашние дела, за примерное поведение, просто выделяют определенную сумму, совершенно не понимая, что ребёнку в жизни нужно совершенно другое.

Деньги – это серьезно. Поэтому чем раньше ребёнок узнает о финансовой стороне жизни, тем лучше для него. Он может знать слово «деньги», видеть их, иметь представление о том, для чего они нужны. Но кроме этого, он должен научиться обращаться с ними так, чтобы капризы не были определяющей причиной необоснованных затрат. Поучение и чтение морали не способствует усваиванию информации, а хороший опыт дети могут получить от:

  1. Участия в планировании бюджета.

Хорошая школа – наблюдение или участие в семейных советах, касающихся бюджета. В день зарплаты покажите ребёнку все деньги, постарайтесь посчитать их, попробуйте составить план на месяц. Если ребёнок попросит купить очень дорогую вещь, можно попробовать дать ему представление о долге, о том, что любой долг надо возвращать.

  1. Походы в магазин.

Для младших школьников эффективная школа правильного обращения с деньгами – магазин. С 6 лет можно посылать ребёнка за покупками. Это тренирует различные навыки:

– самостоятельность;

– самоконтроль;

– внимательность;

– навыки счета.

  1. Постановка целей.

Уметь ставить цель – значит понимать ценность денег и стоимость вещей. Если цель – накопить на определенную вещь, услугу и т.п., можно составить график накоплений с каждого получения карманных денег. Эта задача затрудняется, если в семье нестабильные и низкие доходы.

Видя цель (особенно когда она нарисована и висит на стене), дети начинают понимать приоритеты в распоряжении собственными деньгами. Ребёнок начинает подсчитывать, сколько времени ему надо для получения вещи и на чём он может сэкономить, от чего отказаться. Это ко всему прочему воспитывает терпение. То, что достается с трудом, имеет в глазах человека большую ценность, чем получение просто так.

  1. Личный пример родителей.

Когда мама или папа умеют распоряжаться деньгами и открывают опыт и знания для ребёнка – это лучший способ для них вырастить разбирающегося в финансовых делах человека.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. Между тем разговоры с детьми о деньгах, по мнению психологов, неотъемлемый элемент финансового воспитания. Родители должны быть первыми, кто начнет процесс формирования у ребёнка отношение к деньгам.

Финансовое образование детей, пусть даже не специальное, важный для будущего преуспевания процесс, который нельзя игнорировать. Если родители забывают об этом, возникают негативные следствия – патологическая жадность, неумение удерживать деньги вообще, склонность к паразитическому образу жизни.

С самого малого возраста ребёнку следует объяснять на личном примере, что деньги – это лишь средство для получения каких-либо ценностей. Поэтому желательно установить день на неделе, например, субботу, и выдавать определённую сумму. Причем с ребёнком заранее следует обсудить размеры данной суммы.

При расчете суммы, выдаваемой ребёнку, необходимо учитывать, сколько ему необходимо в день. Легче, если в обсуждении подобных вопросов будет участвовать сам ребёнок.

Таким образом, подводя итоги всему вышеизложенному, можно дать следующие рекомендации.

Рекомендации:

«Как и за что давать ребёнку деньги?»

  • Ярко выраженная потребность вашего любимого чада иметь собственные деньги – это похвальное стремление стать взрослее и казаться более самостоятельным.
  • Никогда явно не контролируйте ребёнка и не навязывайте ему своего мнения по поводу траты сэкономленных или накопленных денег.
  • Отказываясь, что-либо купить ребёнку, лучше не объяснять это отсутствием денег, особенно если он прекрасно видел у вас в кошельке крупные купюры. Объясните, что на сегодняшний день у вас все покупки запланированы и на желаемую вещь денег не предусмотрено. Учите ребёнка планировать траты. Например, собираетесь гулять, обсудите с ним, сколько денег и на что вы их потратите;
  • Если вы предложили ребёнку накопить денег, то давайте возможность ему пополнять копилку. Пусть он, например, оставит себе сдачу после похода в магазин. Иначе для пополнения своих средств, он может найти другой источник, не всегда законный;
  • Если ребёнок, копивший деньги на определённую вещь, вдруг передумал её покупать, и решил потратиться на что-то другое, не следует ему препятствовать. Но он должен понимать, что вы ему этой вещи тоже не купите.
  • С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно по говорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать ему тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять деньги. А вдруг они были отложены на что- то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватает именно той суммы, которую ты взял?».
  • В семьях с высоким уровнем доверия обычно:

– не бывает домашних краж или они случаются крайне редко;

– дети сами рассказывают, на что они потратили или собираются тратить деньги;

– дети открыто высказывают свои потребности в деньгах;

– дети не склонны скрывать свои дополнительные источники дохода.


Предыдущая запись

Следующая запись