Триместровая форма обучения

С 1 сентября 2022 года МАОУ “Лицей “Звёздный” переходит на триместровую систему организации обучения.

Учебный год для учащихся 1-10 классов будет делиться на три части (триместры) с дополнительными каникулами внутри каждого триместра. Учащиеся 11-го класса продолжат обучение по полугодиям.

На триместровую систему обучения с нового учебного года перейдут шесть школ Хабаровска https://vestidv.ru/video/story/36615

В чем отличия триместров от четвертей?

В отличие от четвертной системы, которая включает четыре периода непрерывного обучения, в триместровой таких периодов всего три. Они имеют четкую сезонную градацию – даты окончания и начала каждого триместра практически совпадают с началом осени, зимы и весны.

Каждый триместр разбит на две части каникулами продолжительностью около недели. Время для школьного отдыха предоставляется и в промежутках между триместрами. Четвертной график обучения совпадает с триместровым только в плане зимних и летних каникул. Зимнее каникулярное время приходится на новогодние праздники, а летний отдых включает полноценные три месяца, предшествующие началу очередного учебного года.

Триместры в школе в 2022-2023 учебном году будут включать шесть учебных периодов и шесть каникул, в том числе летние. Продолжительность каждого триместра составит около трех месяцев с перерывом на каникулярное время через каждые 5-6 недель обучения. Аттестация обучающихся проводится в конце каждого триместра.

Достоинства подобного графика:

  • частые каникулы – ученики (особенно начальные классы) меньше устают от уроков и не успевают пресытиться учебой;
  • равномерная нагрузка – в отличие от четвертей, триместры имеют одинаковую продолжительность, что позволяет равномерно распределять материал в течение учебного периода;
  • качественная аттестация – триместр длиннее четверти, поэтому школьники получают больше отметок, а оценивание знаний оказывается более достоверным.
  • Психологи подчеркивают, что триместровая система положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они получают возможность больше отдыхать и подходят к окончанию триместра еще полными сил.

Так как практика триместровой системы организации образовательного процесса уже достаточно распространена, переходу предшествовало изучение опыта школ, в которых обучение организовано по триместрам и  ознакомление с аргументами в пользу данной системы.

Сравнивая традиционную систему и триместровую,  были отмечены следующие преимущества: в отличие от четвертей (первые две четверти были по два месяца, третья – очень длинной, а четвёртая из-за большого количества выходных и праздников в мае – короткой), учебный год при триместровой системе будет делиться на три равных промежутка времени, что позволит равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года.  Каждый триместр разбит на две части каникулами продолжительностью около недели. При триместровой системе организации обучения продолжительность учебного года второй и третьей ступеней общего образования составляет не менее 34 недель без учета государственной (итоговой) аттестации,  как и при традиционной системе, а продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно)  и летнего отдыха  соответствует  традиционной системе.
Традиционная система школьных четвертей крайне нерациональна в основном – из–за длинной третьей четверти, которая приходится на период наиболее холодной погоды, короткого светового дня, эпидемиологического неблагополучия. В лексиконе школьных психологов даже появился новый термин – “синдром третьей четверти”, который подразумевает ярко выраженную усталость учеников, жалобы на плохое самочувствие, головную боль, сонливость, сниженное внимание.

После введения триместровой системы в ряде школ ученые-медики НИИ гигиены детей и подростков НЦЗД РАМН провели исследование, чтобы оценить влияние нового учебного плана на здоровье.

Ведущий сотрудник института, кандидат медицинских наук Степанова Марина Исааковна отметила, что при обучении по новой системе дети болеют реже, чем по традиционной. Зафиксировано меньше случаев повышенной и высокой степени невротизации, психо – эмоциональное состояние обучающихся оказалось более устойчивым.